Ассоциацией противодействия преступности в сфере потребительского рынка и Ассоциацией противодействия преступности «КОНТРКРИМИНАЛ» заключено соглашение о информационном взаимодействии и содействии реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции и терроризму.
Ассоциация противодействия преступности «КОНТРКРИМИНАЛ», совместно с заинтересованными некоммерческими организациями – представителями объединений работодателей, осуществляется разработка профессиональных стандартов в сфере безопасности и антитеррористической защищенности объектов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
«СПЕЦИАЛИСТ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТА (ТЕРРИТОРИИ)»
В Российской Федерации на протяжении многих лет ведется борьба
с таким явлением, как терроризм. Это явление носит международный характер и является одной из наиболее опасных угроз стабильного функционирования
и развития нашего государства. Значительную роль в такой борьбе играют органы государственной власти и организации, которыми ведется планомерная работа по ключевым направлениям деятельности в противодействии терроризму. Одним из таких направлений является формирование законодательной базы.
В настоящее время, помимо Федерального закона от 6 марта 2006 г.
№ 35-ФЗ «О противодействии терроризму», являющегося основополагающим нормативным правовым актом в борьбе с терроризмом, издано более 40 актов
Правительства Российской Федерации, утверждающих требования
к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении или в сфере деятельности различных федеральных органов исполнительной власти. При этом, каждым из требований установлена необходимость определения лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, на которых возлагается колоссальная ответственность и объем работ, включающий в себя проведение и участие в мероприятиях по:
категорированию объекта (территории) с целью установления дифференцированных требований к обеспечению его антитеррористической защищенности;
разработке (актуализации) и согласованию паспорта безопасности объекта (территории) с заинтересованными органами и организациями;
обеспечению проведения организационно-практических и инженерно-технических мероприятий, направленных на приведение объекта (территории) в соответствие требованиям к его антитеррористической защищенности;
осуществлению мероприятий при угрозе совершения или совершении террористического акта на объекте (территории).
Проведенный анализ правоприменительной практики в сфере противодействия терроризму показал, что задачи, возложенные на лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объекта, способствовали формированию нового вида профессиональной деятельности.
Формирование квалификационных рамок в данной сфере позволит повысить уровень защищенности таких социально-значимых объектов, как объекты спорта, культуры, здравоохранения, образования, торговли, промышленности, мест массового пребывания людей, гостиниц и иных средств размещения, а, следовательно, внесет значимый вклад в обеспечение их безопасности, защиты прав и свобод граждан нашей страны!
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
«РАБОТНИК ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА С ОСОБЫМИ УСТАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ»
При осуществлении мониторинга рынка охранных услуг в Российской Федерации значительный масштаб (свыше 250 тыс. работников) охватывает деятельность юридических лиц с особыми уставными задачами, на работников которых распространяются полностью или частично положения Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», и их основными задачами являются:
защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;
обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Очевидно, что значимость указанных задач предельно высока,
а осуществляемые мероприятия в рамках охранной деятельности, затрагивают практически все отрасли и сферы в Российской Федерации (это охрана объектов федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, охрана объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов ракетно-космической промышленности, нефтегазовой отрасли, охрана критически важных, взрыво- и ядерно-опасных, объектов, объектов авиационной промышленности и машиностроения, алмазодобывающих объектов, и иных).
В тоже время вызывает особую озабоченность тот факт, что квалификационные требования к работникам юридических лиц с особыми уставными задачами, связанными с применением огнестрельного оружия и специальных средств, осуществляющим данные мероприятия, нормативно не закреплены. Утратили свою актуальность тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевой профессии рабочих «контролер контрольно-пропускного пункта» (утверждены постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 31), а также профессии «стрелок» (утверждены постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 31).
Таким образом, разработка профессионального стандарта является актуальной и позволит выдвинуть единые требования к профессиональной деятельности:
поддерживать единый уровень качества для всех работников ведомственной охраны, определить потребности в обучении и повышении их квалификации;
разрабатывать программы обучения, переподготовки и повышения квалификации рассматриваемой категории работников, что предусмотрено требованиями Федерального закона «О ведомственной охране» и постановления Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. № 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной»;
проводить независимую оценку квалификации в рамках Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций»;
сформировать устойчивую систему непрерывного профессионального образования, направленную на профилактику правонарушений и повышение качества охраны объектов различных категорий.
Помимо правовой направленности в разработке профессионального стандарта, выделяется социальная - работники будут стремиться к повышению своего профессионального уровня, упростится процедура подбора персонала, профессиональный стандарт даст значительное преимущество молодым специалистам при трудоустройстве и повысит их конкурентоспособность.
Кроме того, профессиональный стандарт позволит сделать выбор будущей профессии в охранной деятельности и дальнейшей карьеры, исходя из требований к компетенциям конкретной должности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
«РАБОТНИК ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ), В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ
К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ»
Инициатива в разработке профессионального стандарта «Работник по охране объектов (территорий), в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности» не случайна, поскольку противодействие террористическим угрозам посредством реализации комплекса антитеррористических мер является сегодня приоритетной задачей не только государства, но и общества.
В Российской Федерации реализация мероприятий в данном направлении осуществляется в форме профилактики терроризма, борьбы с ним, а также минимализация и ликвидация его последствий, и обеспечивается общегосударственной системой противодействия терроризму.
Правовой организационной основой послужил Федеральный закон
«О противодействии терроризму» и в целях его развития Правительством Российской Федерации установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), которые нашли свое отражение более чем в 40, обязательных для исполнения, принятых актах.
Реализация обширного комплекса мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности и сфер деятельности предусматривает,
в частности, осуществление их физической охраны в соответствии
с законодательством Российской Федерации, в частности, положениями Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 указанного Закона, одним из видов услуг, разрешенных к предоставлению в целях охраны, является охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. При императивности данной нормы, юридические лица, намеренные осуществлять предоставление услуг данного вида, должны иметь соответствующую лицензию.
В настоящее время, в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244
«Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)», квалификационных требований к работникам охранных организаций, обеспечивающих безопасность такой категории объектов (территорий) –
а это порядка 230 тысяч работников охранных структур – не установлено. При этом, квалифицированные работники данной сферы охраны на данный момент остро востребованы у работодателей охранного сегмента.
Таким образом, квалификационные требования работников рассматриваемой категории найдут свое отражение в профессиональном стандарте «Работник по охране объектов (территорий), в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности», что позволит:
обеспечить реализацию вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)»;
выдвинуть единые требования к профессиональной деятельности и поддерживать единый уровень качества для всех работников охраны, задействованных в обеспечении антитеррористической защищенности объектов (территорий);
обеспечить разработку программ обучения, переподготовки и повышения квалификации таких работников;
сформировать устойчивую систему непрерывного профессионального образования, направленную на предупреждение правонарушений и повышение уровня антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест массового пребывания людей;
проводить независимую оценку квалификации в рамках Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций».
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
«ПРОВОДНИК (ВОЖАТЫЙ) СЛУЖЕБНЫХ СОБАК»
В современных условиях, вопреки развитию и применению технических инновационных достижений, федеральными государственными органами и организациями, иными юридическими лицами вне зависимости
от формы собственности, в качестве незаменимого и универсального специального средства, средства усиления антитеррористической защищенности объектов, а также средства усиления охраны собственности и поиска, широко распространяются услуги по применению служебных собак.
Служебные собаки используются с обязательным присутствием как специалистов - кинологов, так и работников - проводников (вожатых) служебных собак.
При этом, несмотря на более чем 100-летнюю историю создания кинологической службы в России, перечень познаний и квалификационные требования к работникам профессий и должностей с использованием служебных собак, не требующих наличия профессионального образования, в настоящее время отсутствуют. Утратили свою актуальность единственные из профессий рабочих в области служебной кинологии Тарифно-квалификационные характеристики на общеотраслевые профессии рабочих «Проводник (вожатый) служебных собак» 3 и 4 разрядов, утвержденные постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих».
Таким образом, разработка профессионального стандарта «Проводник (вожатый) служебных собак» будет является профессиональным минимумом и позволит обеспечить дальнейшее положительное развитие служебного собаководства в соответствии с национальными интересами нашего государства, даст новый виток патриотическому воспитанию молодых собаководов.
Создан Совет по профессиональным квалификациям
в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий)
26 июня 2019 года в Администрации Президента РФ состоялось заседание Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Вел заседание председатель Национального совета, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Нацсовет одобрил предложение о создании Совета по профессиональным квалификациям в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий).
Заместитель председателя Нацсовета Федор Прокопов проинформировал, что предложение было поддержано Росгвардией, в качестве базовой организации определен ДОСААФ России.
Помимо этого, члены Нацсовета рассмотрели широкий круг вопросов, связанных с развитием национальной системы квалификаций, в том числе, одобрены проекты нормативных правовых актов, предусматривающие совершенствование процедур разработки, актуализации и экспертизы профессиональных стандартов и квалификаций. Директором департамента Минтруда России Мариной Масловой отмечено, что на сегодняшний день в предложенных правовых актах основной новацией в развитии системы профессиональных квалификаций является повышение роли советов по профессиональным квалификациям в разработке профессиональных стандартов.